Аполлинария прокофьевна суслова

  Именно этой особе мы обязаны возникновению целой галереи женских образов у Достоевского. Настасья Филипповна из романа «Идиот», Полина из «Игрока», — как минимум в этих двух героинях мы без особого труда можем обнаружить черты Аполлинарии Сусловой. Биографы и историки культуры по сей день спорят об её вкладе в искусство, который,  положа руку на сердце, был действительно невелик. Рыхлые вторичные повести, заурядный дневник, — вот и всё, что осталось от этой женщины. Помимо, разумеется, её любовных похождений с Достоевским и скандального замужества с Розановым. Но это только с одной стороны. А с другой…

Её изображение прекрасно бы смотрелось на каком-нибудь старинном медальоне: молодая незнакомка с нежными чертами лица и аккуратно уложенными волосами, кротость во взгляде, изящество… Этакий ангел с винтажной открытки. Глядя на неё, сразу представляешь пышные балы, свечи в золотых канделябрах, богатые угощения, вальсы и другие атрибуты блистательного XIX века. Но не тут-то было: вместо шикарных зал были прокуренные студенческие коморки, революционные настроения, бравада цинизмом и бескомпромиссный отказ от прошлых традиций. Аполлинарии Сусловой досталась самая волнительная  и острая часть XIX столетия, и она являлась вполне характерной представительницей своего времени.

«Аполлинария — больная эгоистка. Эгоизм и самолюбие в ней колоссальны. Она требует от людей всего, всех совершенств, не прощает ни единого несовершенства» , — говорил о ней Достоевский.

Теги: аполлинария, прокофьевна, суслова,
Меню: